Цели, задачи, направления деятельности социально-психологической службы 29.10.2014

В настоящее время дети являются одной из самых уязвимых и незащищенных групп населения. Социально-психологическая служба (СПС) в школе предназначена для организации активного сотрудничества как администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур с ними для оказания реальной квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям. В рамках этой службы осуществляется социально-психологическое изучение детей для организации индивидуального подхода к ним, оказывается социально - психологическая помощь детям, родителям, учителям. Проводится психопрофилактическая работа и работа по первичной социально-психологической коррекции и реабилитации.

В ходе социально-психологической работы с педагогами, учащимися и их семьям важно достичь понимания и принятия друг друга. Для развития ребенка одинаково важны семья, школа (коллектив формально определенных сверстников), двор (неформальный коллектив сверстников, который он выбрал сам). В социальном смысле среда обитания ребенка определена достаточно ясно: родитель - ребенок - учитель.
Работа специалистов СПС предусматривает оказание помощи учащимся при одновременной работе с родителями, детьми и педагогами.
Объектом работы социального педагога и психолога является каждый учащийся школы и особое место занимает социально дезадаптированный ребенок и подросток, для которого значимыми могут быть только конструктивные контакты со взрослыми. Поэтому в работе с детьми необходимо убедить их, что действительно важно понимание их мотивов и проблем, только тогда можно говорить о результативной деятельности. Особое место в работе логопеда занимают дети с различными речевыми нарушениями. Логопеды службы корректируют детям правильное произношение звуков, помогают справиться с дисграфией.

Работа специалистов социально-психологической службы – это профессиональная деятельность, выстроенная как определенная интегративная комплексная система действий, направленных на решение поставленных задач с помощью специально подобранных средств.

Целевое назначение СПС

Создание системы комплексной, динамической, психолого-педагогической, логопедической и социальной помощи детям, а именно:-
- содействие в создании качественно нового образовательного пространства, которое будет способствовать формированию разносторонне развитой личности;
- обеспечение соответствие условий и характера образовательного и воспитательного процессов индивидуальным и возрастным особенностям обучающихся с целью сохранения и укрепления их психологического здоровья;
- создание условия для взаимодействия семьи и школы, как двух источников и важных механизмов развития и воспитания ребенка.

Задачи СПС:

  • Формирование у ребенка позитивные ценностные отношения к обществу, учебе, труду, людям, самому себе, общественным нормам и законам;
  • Оказание семье учащегося квалифицированной помощи в развитии и в воспитании детей.
  • Содействие администрации и педагогическому коллективу образовательного комплекса в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, воспитанников.
  • Организация и проведение комплексных мониторингов и скринингов учебно-воспитательной деятельности, выявляющих причины и механизмы нарушений в обучении и развитии учащихся и воспитанников, особенности развития их интеллектуальной, личностной и социальной составляющих развития, психологического здоровья.
  • Формирование социально уверенного поведения учащихся и воспитанников в переходные/адаптационные периоды, в стрессовых ситуациях. Содействие социализации детей и подростков в рамках учебно-воспитательной деятельности.
  • Профилактика отклонений в социальном и психологическом становлении личности детей, профилактика трудностей в освоении программы.
  • Выявление и максимально возможная коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи, предупреждение возникновения дисграфии на каждом возрастном этапе от дошкольной до средней ступени обучения.
  • Содействие педагогическим работникам, родителям (Законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, а также формирования у них принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности.
  • Социально–психологическое, логопедическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • Развивающие и логопедические занятия с обучающимися;
  • Профориентационное направление на каждом возрастном этапе развития, исходя из возрастных особенностей воспитанников и учащихся. Формирование осознанного и ответственного выбора дальнейшего профессионального пути;
  • Сопровождение работы педагогов с одаренными детьми. Сопровождение олимпиад, конференций
  • Содействие формированию психологической и правовой культуры всех участников образовательной процесса.
  • Осуществление функций психолого-логопедической консилиума, в том числе проведение комплексного психолого-логопедического обследования детей с целью своевременного выявления особенностей развития и поведения детей, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказании их обучения и воспитания.

Важно: психолого-педагогическая, логопедическая и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

Основные принципы:

  • Комплексный подход к решению проблем развития ребенка
  • Равнозначность программ помощи ребенку в проблемной ситуации и программ предупреждения возникновения проблемных ситуаций
  • Гарантия непрерывного сопровождения ребенка во время образовательного процесса

СПС-сопровождение образовательного процесса включает в себя:

  • Проектирование и реализация психолого-педагогических программ развития и социальных программ профилактики.
  • Логопедическое сопровождение детей.
  • Выявление и сопровождение детей потенциальной и реальной группы риска.
  • Информирование, просвещение и поддержка всех участников образовательного процесса.
  • Сопровождение детей с ОВЗ.
  • Мониторинг образовательного сопровождения.
  • Преодоление и профилактика затруднений в обучении.
  • Преодоление и профилактика социально-психологических и эмоциональный проблем обучающихся и воспитанников.
  • Содействие выбору образовательного и профессионального пути учащихся старшего звена, досуговое самоопределение и самореализация обучающихся и воспитанников.

Основные направления деятельности специалистов СПС

  1. Диагностическое направление:
  • Проведение исследований социально-психологического климата образовательного учреждения (проведение мониторингов по направлениям деятельности специалистами СПС).
  • Определение индивидуальных особенностей и склонностей личности ребенка, ее потенциальных возможностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
  • Выявление потенциальной и реальной групп социального риска.
  1. Развивающая и коррекционная работа:
  • Совместная деятельность педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, медицинских работников по разработке психокоррекционных программ обучения и воспитания;
  • Организация и проведение социально-психологических и логопедических занятий с воспитанниками ДОУ и учащимися школы до 5 класса включительно.
  • Организация и проведение социально-психологических тренингов, ролевых игр, групповых дискуссий среди детей, родителей, педагогического коллектива по развитию общих и специальных способностей участников образовательного процесса.

3. Социально-психологическое и медико-логопедическое консультирование и просвещение участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов и др.):

  • Социально-посредническая работа в ситуациях разрешения различных межличностных и межгрупповых конфликтов в дошкольных и школьных системах отношений.
  • Психологическое сопровождение процесса адаптации (Детский сад – начальная школа – средняя школа – старшая школа);
  • Осуществление поддержки и содействия по психолого–педагогическим, психологическим, социально-профилактическим, медицинским и логопедическим проблемам;
  • Организация профориентационной работы от ДОУ до старшей школы.
  • Исследование социума образовательного учреждения и микрорайона с целью изучения их воспитательного потенциала и организации взаимодействия;
  1. Социально-психологическая профилактика:
  • Выявление и поддержка воспитанников ДОУ и учащихся школ, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве с целью защиты законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе приоритетного права ребенка на жизнь и воспитание в семье.
  • Организация профилактической работы с участниками образовательного процесса по вопросам толерантности, предотвращения экстремистских проявлений, повышение правовой компетенции и ответственности.
  • Выявление и предупреждение явлений дезадаптации воспитанников ДОУ и обучающихся, фактов асоциального поведения (Организация деятельности совета по профилактике правонарушений и безнадзорности в ОУ)
  • Разработка рекомендаций педагогам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  • Пропаганда здорового образа жизни.
  • Организация работы службы примирения.
  1. Организационно - методическая деятельность:
  • Проведение организационно – методической и научно - методической работы (анализ и обобщение результатов сопровождения);
  • Разработка рекомендаций по его совершенствованию, обработка материалов научных исследований).
  • Участие в методических объединениях, семинарах-практикумах, конференциях по проблемам воспитания и социализации.
  • Участие в разработке и реализации программ оздоровления детей с учетом состояния их здоровья.
  • Организация и проведение семинаров, тренингов и консультаций по овладению инновационными методиками.
  • Формирование банка данных достижений отечественной и зарубежной науки и практики по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению;
  • Создание системы непрерывного повышения уровня профессиональной квалификации специалистов СПС.
  1. Социально-психологическое сопровождение одаренных и высокомотивированных детей, деятельности детских объединений:
  • Развития лидерского потенциала детей по траектории «детский сад-школа»;
  • Развитие коммуникативных навыков в различных возрастах, работа специалистов СПС по развитию коммуникативных навыков;
  • Осуществление медиации.
  1. Логопедическое направление:
  • Развитие фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и речевого дыхания.
  • Формирование и совершенствование звукового анализа и синтеза.
  • Профилактика нарушений чтения и письма.
  • Коррекция недостатков лексико-грамматического строя речи.
  • Формирование и совершенствование связной речи и навыков построения связного высказывания.
  • Совершенствование сенсомоторного развития.
  • Развитие и внедрение здоровьесберегающих технологий.
  • Развитие мелкой моторики рук и глазо-двигательной координации.
  • Развитие пространственных, временных и социально-бытовых представлений.
  1. Работа с педагогическим коллективом:
  • Формирование психологической и правовой компетенции (просвещение).
  • Профилактика эмоционального и профессионального выгорания.
  • Разработка рекомендаций педагогам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
  • Организация мероприятий в рамках педагогического практикума (проведение тренингов профессионального роста, обучение методам саморегиляции и аутотренига, решение педагогических ситуаций, социально-психологическое моделирование ситуаций и т.п.)